Упаковка макета близилась к завершению, когда мне позвонил директор картины Борис Криштул и сказал, что съемки в Париже под угрозой срыва из-за того, что Георгий Жженов, играющий одну из главных ролей, находится во Владивостоке на гастролях с театром. И выяснилось это только что.
Естественно, я спрашиваю:
— А я при чем?
— Только ты можешь спасти съемки!
— Каким образом?
— Дело в том, что съемки в Париже, в аэропорту Шарль де Голль, начинаются послезавтра, а его спектакль тоже идет послезавтра! Перенести съемки в Париже нельзя: будет такая неустойка, что фильм придется остановить…
— Значит, нужно отменять спектакль! — резонно заметил я.
— В том-то и проблема: спектакль идет в честь празднования дня Военно-морского флота! Директор театра и слышать не хочет о замене. И его можно понять: первый секретарь Приморского крайкома к Брежневу заходит, открывая дверь ногой!
— А что я могу сделать? — Я уже догадывался, куда клонит Криштул: зная мои пробивные качества, меня часто кидали на задания, требовавшие общения с важными персонами.
— Только ты можешь спасти картину! — льстиво выдохнул Криштул.
— Но у меня даже денег нет на авиабилеты!
— Я уже выслал телеграфным переводом!
То есть Криштул заранее все продумал, и мне ничего не оставалось, как согласиться.
Получив на почте деньги, я бросился в кассу Аэрофлота. Боже, билетов во Владивосток нет! Что делать? И тут я вспомнил про важную бумагу заместителя министра. Подхожу к депутатской кассе, протягиваю свое удостоверение и грозное предписание. Без звука находят билет. Однако неприятная новость: лететь придется, аж, с тремя пересадками — сначала в Москве, потом где-то еще и, наконец, в Хабаровске. А это значит, что могу потерять на ожидании очередных рейсов столько времени, что опоздаю! Опять сакраментальный вопрос: что делать?
И тут меня понесло: иду к начальнику аэропорта и, нагромоздив одну важность на другую, прошу его помощи. Не знаю, что больше повлияло на этого милого человека: моя «грозная» бумажка или его любовь к кино, но он сообщил по цепочке о следовании «важной персоны» и, наверное, намекнул на что-то еще…
Вероятно, я был первым, а может, и единственным пассажиром, который ТАК добирался из Омска во Владивосток. Прилетаю в Москву, меня с машиной у трапа встречает представитель Аэрофлота, везет меня в комнату отдыха депутатов, где я совершенно бесплатно попиваю и закусываю с часок, потом снова в машину до трапа и лечу до следующего города, там все повторяется: машина — депутатская — машина — самолет. В Хабаровске — то же самое! Естественно, у меня произошел в голове сдвиг, и я совершенно перестал ориентироваться во времени.
Прилетаю во Владивосток — светло, добираюсь до гостиницы «Владивосток», время на моих часах — четыре. Узнаю, Жженов у себя в номере, поднимаюсь, стучу — не открывает, стучу громче — открывается дверь, и передо мной стоит в трусах (везет мне на мужчин в трусах!) артист и протирает сонные глаза.
— Георгий Степанович, спать после обеда не очень полезно, — с улыбкой замечаю я, а у самого кружится голова и качает из стороны в сторону: вот-вот засну на ходу.
— Какой, к черту, обед? — восклицает артист, — Четыре часа утра!!!
Пришлось извиняться, а потом я попросил ввести в курс событий. Жженов подтвердил, что директор театра и слышать ничего не хочет, то есть положение аховое! Я все-таки позвонил ему, но разговора не получилось — тот только ехидно проговорил, что «если я такой умный», то сам бы и обратился к первому секретарю крайкома.
Меня это задело: я попросил у него телефон и заявил на прощанье:
— И обращусь! — после чего мы решили немного поспать: Георгий Степанович любезно предложил мне кушетку…
В половине восьмого я, взбодрившийся от выпитого кофе, уже звонил первому секретарю Ломакину. К счастью, он оказался на месте.
— Виктор Павлович, доброе утро, с вами говорит кинорежиссер Доценко: я только что прилетел из Москвы и должен с вами встретиться!
Видно, в моем голосе было столько страсти, что первый секретарь сказал:
— Если в течение двадцати минут доберетесь до моего кабинета, то повидаемся, а нет… не найдете меня: буду ездить по городу и проверять готовность к празднику!
— Спасибо, буду! — ответил я, почему-то твердо веря, что успею.
— Неужели согласился встретиться? — спросил вдогонку Жженов.
— Конечно! — крикнул я на бегу.
Вылетел из гостиницы и только тогда сообразил, что не знаю, где этот чертов крайком. Да и такси не было видно. Вдруг вижу военный «газик», подбегаю:
— Отец, выручай: опаздываю! — умоляюще попросил я пожилого водителя.
— Не могу: вот-вот генерал должен выйти… — не очень уверенно ответил тот.
— Заплачу, сколько скажешь…
— А куда нужно-то?
— Первый секретарь крайкома ждет меня!
— Первый секретарь? — недоверчиво переспросил он и окинул меня взглядом с ног до головы.
— Я кинорежиссер из Москвы!
— Земляк, значит? — обрадовался водитель. — Садись, крайком — рукой подать… Если что — скажу, заправлялся долго…
Крайком действительно оказался в пяти минутах езды, правда, быстрой. К счастью, пропуск был уже заказан, пулей взлетел на второй этаж и увидел выходящего из приемной высокого стройного мужчину лет пятидесяти. Почему-то сразу решил, что это и есть первый секретарь.
— Виктор Павлович? — переводя дыхание, спросил я.
— А вы, судя по всему, Доценко. — Он улыбнулся. — Успели все-таки? Что ж, нужно и мне держать слово: пройдемте в кабинет…
Ломакин сел за стол, а мне предложил место напротив.
— Рассказывайте, что за беда у вас, — догадливо произнес он.
Меня словно прорвало — чего только я ему не плел — и про «важнейшее из искусств», и про «проклятых» капиталистов из Парижа, которые хотят поставить нас на колени, и про то, что люди должны помогать друг другу…
Ломакин сидел и внимательно меня слушал, потом не выдержал.
— Извините, Виктор Николаевич, о чем все-таки речь? — воспользовавшись секундной паузой, вставил он.
— Завтра Жженов должен быть на съемках в Париже. Их перенести нельзя: придется платить огромную неустойку…
— А я при чем? — Он искренне удивился.
— Жженов участвует в завтрашнем спектакле на праздновании Дня Военно-морского флота!
— Понятно. — Он нажимает кнопку селекторной связи. — Миша, в плане праздника стоит спектакль московского театра…
— Да, Виктор Павлович! — подтвердил приятный баритон.
— Так вот, отмени его!
— Как?
— Отмени! — строже повторил Первый. — За Жженовым специально режиссер из Москвы прилетел! Сажай его на ближайший рейс до Москвы: его в Париже ждут!
— Но чем же я спектакль заменю: билеты-то все проданы? — растерялись на другом конце провода.
— Чем, чем! Не первый раз замужем: «сборную солянку» сделай! И вот еще что: я по объектам поехал, а ты позаботься, пожалуйста, о нашем московском госте… — И мне: — На денек останетесь погостить, Виктор Николаевич? — Я согласно кивнул. — Наш номер, город показать… в общем, все как следует… Сейчас он подойдет к тебе… Доценко Виктор Николаевич…
Он отключил связь и встал из-за стола.
— Если бы не предпраздничная суматоха… — Он вздохнул и протянул руку. — Удачи вам, тезка, и вашей картине!
— Спасибо вам огромное! Если бы все государственные деятели так быстро разрешали возникающие проблемы… — прочувственно начал я, но он чуть смущенно перебил:
— Ну, уж, ну уж… — и добавил: — Я тоже не без греха!..
— Веселого вам праздника…
Прочитала с интересом.
Удивительное и прекрасное идут бок о бок. Благодарю Вас Виктор за такое прекрасное произведение и за такой фильм, и за заочное знакомство с Автором. Здоровья Вам и удачи в жизни.
Виктор, спасибо за ответ мне в ВКонтакте, спасибо за творчество, за дружбу и желаю дальнейших творческих свершений!
Друзья Мои, от всей души Вам огромное спасибо за Ваши искренние и столь высокие оценки моего скромного труда… Читая их хочется еще больше ТВОРИТЬ, чтобы постоянно радовать Вас… С уважением Ваш Виктор Доценко…