С фильмом «Экипаж» у меня связано еще одно интересное воспоминание. В подготовительный период Митта, уверенный, что у него будут сниматься Олег Даль и Елена Проклова, и не думал о других актерах, но случилось неожиданное: Даль ушел в депрессию, а Проклова была очень занята на другой картине.
Нужна была срочная замена. Замену Далю нашли. Его роль великолепно, на мой взгляд, сыграл Леонид Филатов. С ним мы сдружились и поддерживаем теплые отношения до сих пор. А с героиней возникли сложности. Вскоре к поискам подключили даже меня, режиссера комбинированных съемок. Кого мы только не предлагали — никто не устраивал Митту, и всякий раз он, расставшись с очередной кандидатурой, говорил:
— Поищем еще…
Однажды я побывал на спектакле первого курса ГИТИСа и обратил внимание на очень талантливую, на мой взгляд, студентку актерского факультета — Елену Цыплакову. Показал ее Митте.
На этот раз он долго думал:
— Оставим пока, как запасной вариант… и поищем еще… — сказал он, наконец.
Кто-то посоветовал ему обратить внимание на Александру Иванес из Училища имени Щукина. Посмотрел. Понравилась. Попросил Криштула взять у руководства училища ее характеристику, так как по сценарию она должна сниматься в Париже. И вдруг получаем отрицательную характеристику, более того, оказывается, ей вообще грозит исключение.
И снова Криштул просит меня: спасай картину! Я встречаюсь с «тройкой» училища: ректором, с комсомольским секретарем и с председателем профкома, но с каждым в отдельности, и подключаю все свое красноречие. Мне удалось добиться изменения некоторых формулировок в характеристике, а вместо приказа об исключении по «амаралке» — приказа «по семейным обстоятельствам».
Однако все оказалось тщетным: Александру все равно не выпустили тогда за границу, и сценарий пришлось корректировать.
О поисках героини для картины случайно узнала создательница сериала про Штирлица — Татьяна Михайловна Лиознова. Она позвонила мне и попросила сообщить ей, если мне встретится «что-нибудь интересное». В то время она вместе с Львом Александровичем Кулиджановым вела третий курс актерской мастерской во ВГИКе, а нужной ей героини в мастерской не было.
Когда Митта утвердил Александру Иванес, я созвонился с Лиозновой и рассказал о талантливой студентке — Елене Цыплаковой. Посмотрев ее в курсовой работе, Татьяна Михайловна сразу предложила ей перейти к ним в мастерскую. Получилось, что я поспособствовал Леночке сэкономить два учебных года. И горжусь этим, потому что считаю Елену Цыплакову не только очень талантливой актрисой, но и незаурядным режиссером. И более всего мне нравится ее фильм «Камышовый рай»…