Еще в подготовительный период Криштул как-то входит в режиссерскую комнату мрачнее тучи.
— Что случилось? — спрашиваю.
— Сцена встречи нашего героя с космической капсулой, под угрозой срыва!
— Почему?
— Шаталов отказывается визировать сценарий… даже вернул его…
— Кто отвозил сценарий?
— Мой зам…
— Понятно. — Я помрачнел: его зам был настолько косноязычен, что часто получал отказы даже там, где уже все было согласовано. — Давай машину, сам повезу…
Созваниваюсь с генералом Шаталовым, с трудом договариваюсь о встрече. Приезжаю.
— Владимир Александрович, очень прошу вас, прочитайте его, — кладу сценарий перед ним.
— Чего его читать? Я уже просмотрел… — Он покачал головой. — Ну и накрутили вы там… Так же не может быть!
— Владимир Александрович, я оставлю его вам, а через недельку загляну с большой надеждой, что вы измените свое мнение, и подпишите…
— Оставьте… — Он пожал плечами. — Но не надейтесь!
Я вышел в совершенной уверенности, что на этот раз у меня все сорвалось. Вернулся и доложил Криштулу, что мне нужно было в первый раз ехать, но мне удалось упросить Шаталова подумать недельку.
Так получилось, что за следующую неделю произошли события, заставившие Шаталова, руководителя Центра управления полетами, изменить свою точку зрения. Сначала американский «Боинг», одного класса с ТУ-154, на высоте десять тысяч метров теряет часть обшивки, и летчику, резко снизившемуся до минимальной высоты, удалось не только избежать катастрофы, но и не обморозить никого из пассажиров.
В эти же дни у нашего космонавта произошла внештатная ситуация: во время работы космонавта в открытом космосе у станции оторвалась двадцатитонная антенна. И если бы не мгновенная реакция космонавта, успевшего толкнуть ее в открытый космос, она упала бы на Землю, и никто не мог знать, какой ущерб она бы причинила, и в каком месте Земли…
К назначенному сроку я вхожу в кабинет В. Шаталова и молча смотрю на него, с еле заметной улыбкой.
— Уже знаете? — вздохнул он. — Да, если уж ТАКОЕ происходит в реальности, то у вас это… — Он махнул рукой, взял ручку и написал на титульном листе сценария: «Возражений нет» — и расписался. — Не забудьте на премьеру пригласить! Удачи!..
— А как же с космической капсулой? — напомнил я. — Не из картона же делать…
— За пару дней до съемок позвони: привезут вам и капсулу, и парашют, и два костюма космонавтов…
— Спасибо!
Владимир Александрович перечислил все, о чем мы писали в письме на его имя, и точно выполнил свое обещание…
Когда на студию привезли костюмы космонавтов, я не удержался и решил узнать, что чувствует в нем космонавт. С трудом натянул костюм на себя и даже сфотографировался в нем вместе с Анатолием Васильевым, исполнявшим роль летчика, который обнаруживает капсулу с космонавтами. Признаюсь, без специального устройства, осуществляющего поддув костюма, находиться в нем малоприятно: буквально минут через пять я вспотел так, что пот ручьями лил по спине…
А еще я проэкспериментировал со сложным гримом, в котором должен был сниматься тот же самый Васильев.
По ходу действия фильма он должен был пролезать сквозь разрубленные топором металлические перегородки, добираясь до воздухозаборника, чтобы устранить посторонний предмет, застрявший в рулевом управлении. Устранив предмет, он срывался и летел внутрь, сильно изранив лицо.
Мне как режиссеру необходимо было выяснить, как ощущает себя актер при таком сложном пластическом гриме. Надо заметить, что ощущение непередаваемое.
Не очень подумав о последствиях, я сфотографировался в этом гриме и один из снимков отослал родителям… Мама едва не упала в обморок…
«Экипаж» — один из лучших советских фильмов. Первый раз, когда смотрела — он просто ошеломил меня. Потом смотрела неоднократно, но всегда с большим удовольствием. Больше уже занимали внимание психологические моменты — отношения героев с любимыми, поведение в семье, дружба в этом небольшом, но замечательном экипаже. И еще — мои любимые артисты. Конечно, все отлично справились со своей ролью. Леонид Филатов — скромный, но талантливый во всем, человек. Как он там молод и отважен — таким я его и помню….. Фильм , который не забудешь… И спасибо всем, кто доставил нам такое удовольствие, и возможно, многому научил.
Милая Светланка! БЛАГО ДАРЮ Вас за столь лесную оценку фильма «Экипаж», но, честно признаюсь, мне чуть грустно от того, что Вы ни одним словом не обмолвились о моей работе: КОМБИНИРОВАННЫХ СЪЕМКАХ! Хотя, если честно, это в порядке вещей, когда в полюбившемся фильме вспоминают только ЛЮБИМЫХ АКТЕРОВ!.. Но все равно — СПАСИБО!!!
Дорогой Виктор! Я все внимательнее читаю информацию на сайте — каждый раз нахожу что — то новое о Вас, и удивляюсь. Фильм » Экипаж » — все сложилось бы для появления его на экраны, гораздо хуже, если бы не Вы. Фильм потрясает — в каких обстоятельствах оказался самолет — все снято, и придумано — просто гениально. Замирая от волнения, смотришь, как взлетает самолет , С этого момента зритель в постоянном напряжении — было придумано то, что вряд ли такой трюк — мог еще кто — то повторить… Это невозможно, но зрители верят. И во всем — чувствуется помощь и смекалка Виктора Доценко. Посмотрела сегодня — 60 книг — какой же харизмой должен обладать автор? Это просто здорово! С искренним уважением, Светлана.
Милая Светланка! Читаю Ваш комментарий и меня не покидает ощущение, что он написан с некоторой иронией в отношении моей работы в качестве режиссера комбинированных съемок… типа, если бы не я, то и фильма бы не было! Возражаю, ФИЛЬМ БЫ СОСТОЯЛСЯ И БЕЗ МОЕГО УЧАСТИЯ! Но каким бы он был, вот в чем вопрос! Лучше или хуже — этого никто не скажет: история не имеет сослагательного наклонения! Он бы был просто другим! А то, что я рассказал о своей работе на фильме, это ПРАВДА! И об этом знают все, кто работал со мною плечом к плечу! Все ПРАВДА: и мой поход к Шаталову, и моя встреча с 1-м Секретарем Крайкома во Владивостоке, и мой контроль на работами в Казани по изготовлению модели 1:10 ТУ-154 с электронным развалом хвоста, и маекет нефтезавода в Омске, и многое, многое другое… и я горжусь тем, что я так и остался Первым и Последним Режиссером комбинированных съемок в СССР!!! А Вы можете иронизировать сколько Вам угодно!!! С уважением Виктор Доценко
Фильм «Экипаж» смотрела раза 2. Катастрофу первый раз смотрела с замиранием сердца, взлетят не взлетят, а вот второй раз уже задумалась о том, как же реалистично все было снято, сколько труда было вложено в создание этой реальности. Хороший фильм, героический.
Милая Санечка, БЛАГО ДАРЮ за добрые слова и за ту искренность, с которой они написаны… Как говорит мой герой ЖИВИТЕ ДОЛГО, и пусть Ваша жизнь во всем будет УДАЧНА: Я ТАК ХОЧУ! И так БУДЕТ… Ваш Виктор Доценко
Здравствуйте Виктор ! В советское время пришлось дважды ходить в кинотеатр ,что бы посмотреть повнимательней комбинированные съемки .По тем временам это было прорывом таких съемок. До этого ни кто не снимал, а после тем более. Мне повезло однажды, я принимал участие в съемках »34 скорый» {реж. Малюков } Нас была первая группа для эпизодов 12 человек из Пятигорска. ( Дублировал Дурова , но жаль так его и не увидел. Он всегда прилетал на съемки ночью) Я тогда играл в ТЮЗе. Там была группа каскадеров которая участвовала в Экипаже . Рассказывали как они все это делали. Я был в шоке. Да и сейчас не припомню ,что бы кто то снимал так реалистично.
Санек, спасибо на добром слове, и очень жаль, что Вам не удалось пообщаться с моим Другом Левушкой Дуровым… О нем у меня много написано и на моем сайте и в моих книгах… Удачи Вам… Ваш ВД…